FOLLOW:

Moscow, Russia

ноября 23, 2015

Октябрь в горах

Осень — прекрасное время года. Ничто в этот момент не тревожит природу кроме проплывающих по вершинам гор облаков. Все словно застыло в ожидании первого снега после знойного, скудного на осадки лета. Зелень растительности нещадно смывают октябрьские дожди, перенося ее в красно-желтый мир осени.

«Вы смотрели прогноз погоды перед тем как сюда прийти?», — удивленно спрашивают нас двое незнакомых парней на Пихтовой поляне, в начале тропы Кавказского природного заповедника.
«Да, выбора у нас нет», — отвечаю я с улыбкой. Сразу же задумываюсь о том, что у природы нет неудачной погоды, она здесь управляет, а мы только подчиняемся. Природа прекрасна в любом состоянии: облаченная в разные цвета, раздетая, не в настроении. Почему человек довольствуется только теплом и солнцем? Чем больше сторон и граней природы мы открываем, тем лучше понимаем окружающий мир. И вот, несмотря на все вопросы, мы уже поднимаемся вчетвером вверх на 400 метров от горного приюта Пихотовая поляна к Медвежьим воротам, путь составляет всего 1660 метров.

Сделав короткую остановку, мы пьем чай и переодеваемся в сухую одежду. Совсем скоро стемнеет, периодически идет дождь,  до горного лагеря остается идти еще 2700м. Чем выше поднимаемся — тем больше облаков надвигается с севера и окутывает нас и все вокруг. В целом, дорога от Пихтовой поляны до Бзерпинского Карниза, где находится лагерь, заняла у нас около двух часов. Темнеет тут очень рано и быстро: не успели мы разложить вещи, обосноваться в палатке, как сумерки поглотили все вокруг, оставив нас в кромешной темноте. Казалось, дождь не собирался стихать ни на минуту, капли то и дело барабанили по палатке. Периодически затихая на пару минут, они вновь со всей силой, будто заново заряженные, падали на тент всю ночь. Под утро казалось, что вокруг нас уже образовался настоящий потоп.

Проснувшись, мы обрадовались, что дождь закончился, наскоро позавтракали и решили отправиться в озерную долину Дзитаку, путь до которой составляет 7240 метров. Идя по размытой тропе, все здесь напоминало безмолвную тундру в конце лета. Вот только горы в этих краях превышают 2 тысячи метров, да и нежный тундровый аромат невозможно было уловить. После бесконечных дождей тропы превратились в ручьи. Единственный источник шума в эти краях — быстрые потоки горных рек, стекающих по узким впадинам гор.

Пройдя реку Пслух, которая берет начало на Главном Кавказском хребте и течет вниз, до кордона Кавказского заповедника, и пройдя еще полчаса, мы оказываемся на перевале Псеашхо. Дальше по пути — река Уруштен, озеро Малое, небольшая остановка — и вот мы поворачиваем по еле видной тропе налево, к озерам Дзитаку. Пробираясь через кустарники, леса и вышедшую из берегов реку, попадаем в долину, устланную туманом.

Обойдя долину, побегав от дождевых туч и немного перекусив, мы решили, что возвращаться в лагерь еще рано. Темп у нас нормальный, так что можно пойти дальше, к лагерю Холодный, путь до которого составлял еще несколько километров. Спускаясь по залитым водой тропам, постоянно то надевая, то снимая дождевики, мы немного промокли. Но вот оказались у указателя на лагерь и ледник Холодный. Пошли направо, к леднику.

Пришло время возвращаться в лагерь, пока солнце еще немного пробивалось сквозь тучи. В 17.30 сумерки начали надвигаться на нас, обратно осталось идти еще бувально полчаса. Я видела, как облака сгущаются передо мной и скапливаются во впадине между двух соседствующих гор. Вокруг растут кустарники с зелеными листьями, а в полуметре от них —деревья, покрытые красно-желтой листвой. Деревья тут обосабливаются от окружающего мира, скапливаясь в мелкие леса. Трава под ногами сухая, безмолвная, еле живая, готовящаяся ко сну. Кажется, что темнеет очень неспешно, но глаза просто привыкают к сумеркам. Облака стерли границу между близлежащей горой и обширной долиной. Легкие, они нежно обнимают верхушки гор, распластываясь и словно усыпляя их. Наша прогулка в этот день заняла около 30 километров с легкими спусками и подъемами.

В третий день нам надо было возвращаться на Красную поляну, мы проснулись пораньше, собрали рюкзаки и после завтрака отправились от карниза до горы Табунной, а дальше — до пика Бзерпь (2482м). Подниматься с рюкзаком было не легко, дождь не прекращался, но мы не могли уйти из этого чудесного места, не «заглянув» по пути на одну из гор.

Пик Бзерпь (Коготь) оказался продолговатой горой, вытянувшейся среди других, могущественных, с заснеженными вершинами. Стоило мне вскарабкаться наверх, как я закричала от неожиданности: все вокруг было устлано пеленой из облаков. Казалось, сделай шаг — и провалишься в мягкую невесомость. От моего визга стадо горных парнокопытных молниеносно сбежало с довольно крутой горы.

Спускались мы на тысячу метров под непрекращающимся дождем, скользя по грязи, цепляясь за ветки, дорога с горы заняла еще несколько часов и около 7000 метров. Физически, спуск тяжелее подъема, но не смотря на сложности, насквозь вымокшие, мы были счастливы, что нам удалось совершить такое по-осеннему чудесное, хоть и короткое путешествие. Возвращаясь в горный приют «Пихтовая поляна», на крыльце незнакомая девушка в светлом пуховичке, сапогах и с фотоаппаратом в руке спросила: «А там есть что посмотреть вообще?». Мне оставалось только улыбнуться.

Как попасть в Кавказский природный заповедник? Во-первых, оформить пропуск в вальерном комплексе, который находится на Красной поляне, чуть дальше Гранд Отель Поляна, по другую сторону реки от подъемника «Газпром». Затем подняться на подъемнике до станции «Пихтовая поляна», рядом с горным приютом и начинается туристическая тропа.